С первых школьных дней начинаю работу над почерком детей.
Сначала на родительском собрании рассказываю о своём методе,
чтобы моя работа шла заодно с работой родителей, и не было разногласий.
Мамы стараются передать свой добрый опыт детям - получается
разнобой. Родители мою мысль поддерживают и с интересом слушают.
В
прописях показаны начертания букв без учета того, как идет соединение с другой
буквой. Обращаю внимание, что буквы не могут стоять сами по себе, их нужно
соединять между собой в слова. Письмо у нас безотрывное. Уточняю: все кончики
букв веду вверх. Сверху букву начала, туда и кончик привела, к следующей букве.
Все уроки русского языка начинаю с минутки чистописания -
написания палочек.
Палочка-основа всех букв.
Пишу на доске, а дети в тетради ряд палочек.
Очень трудно ребенку научиться ставить палочки на равном расстоянии друг от
друга, да ширину будущих букв рассчитать. Палочки сравниваю с солдатиками.
Спрашиваю: «Кто видел, как солдаты идут в строю? Как они идут?» Отвечают: «Друг
за другом. Ровно». Так ставим палочки: друг за другом, ровно, на равном
расстоянии.
У многих палочки получаются так:
Важно научить детей ставить палочки высотой 5 мм с интервалом
2 мм . Работу над буквами (на первом этапе обучения, каждый день) начинаю
показывать начертание букв. Показываю скелет (основание, костяк) буквы
и говорю - вот из чего состоит эта буква. Эти палочки должны
быть видны в каждой букве. Потом показываю все элементы этой буквы. Письмо
сначала получается заостренное, удлиненное. При письме слов и предложений
подхожу к ребенку и показываю: палочка – закругление
Что бы слова были видны в тексте, между словами должна
уместиться буква «ш», тогда ребенку бросается в глаза, что он написал. Он
проверит написанное.
На
первых порах приходится водить рукой ребенка. Индивидуально показывать, что от
него требует учитель. Дети любят видеть конкретно: сверху буква начинается –
вверху и заканчивается.
Высота буквы и цифры одинаковые – 5 мм или одна клетка. Если письмо мелкое,
меньше клетки, то элементы букв неразборчивые. Над ними трудно работать.
Образец письма учителя обязателен в тетрадях и на доске. Обычно на минутках
чистописания дети не ждут, когда учитель покажет образец написания буквы. До
показа на доске быстро напишут, как умеют. Они считают, что правильно пишут и
соединяют буквы, говорят: «А я уже написал». Что бы этого избежать, делаю так:
сначала они встают, вытягивают вперед руку с ручкой, вместе с учителем «пишут»
в воздухе, садятся и пишут в тетрадях.
Отрабатывая написание букв или повторяя, их группирую. Буквы,
начинающиеся с точки
Буквы, имеющие элементы – длинная палочка с петлей внизу
Буквы, имеющие элементы – палочка с закруглением вверху и внизу
Большое
значение имеет и чистая доска, без меловых разводов, добрый настрой в классе на
уроке, без нервозной обстановки. При этих условиях дети пишут чисто красиво и
правильно. Говорю детям: «Неряшливо могут писать все. А красиво, аккуратно –
только старательные и терпеливые. Твоя мама очень обрадуется, когда увидит твою
красивую работу». Дети стараются сами работать над почерком. Ставят палочки
карандашом и пишут по этой сетке. В последнее время использую подложки (от
слова подкладывать) в которой учитываются ширина моих букв и их наклон.
(приведен пример разлиновки)
Над цифрами идет своя работа. Высота цифры – полная клетка.
Цифра начинается в правом верхнем уголке и заканчивается в середине клетки.
Сначала обводим клетки и находим: верхний правый уголок и середину клетки.
Каждый урок математики начинаю с минутки чистописания. Ребенок сам себе
диктует: уголок, середина.
Все это должно пройти через ваше сердце и почерком ваших
подопечных будут довольны.
Некоторые советы по исправлению почерка
·
Мой совет заключается
в том, что надо попробовать все эти методики и выбрать какая подходит именно
вашему ребенку для исправления
почерка
·
Писать надо безотрывно.
Вообще.
·
Ручка противоположным
концом должна «смотреть» строго в правое плечо (у
правшей).
Для такого способа подходит только гелевая или перьевая ручка.
·
Левая рука должна
придерживать левый верхний угол тетрадки при этом. Тем
самым помогая правой руке. Этакая совместная координация обеих рук.
И вообще, сидеть надо ровно: не высоко – не низко, не прислоняясь к столу. Но
это не секрет – это вы и сами знаете!
·
Учиться писать надо
ме-е-е-едленно.
2 занятия в неделю, каждое занятие идет действительно «битый час». За этот час
ребенок успевает написать всего полстранички текста. Причем, начинать с нуля –
с отдельных букв; через три занятия пишем слова; и только на шестом занятии
переходим от слов к делу – к текстам.
·
Каждой написанной букве,
каждой загогулине или просто прямой линии уделяется очень(!!!!!) много внимания.
Длина, ширина, отступы, закругленность, параллельность, варианты различной
стыковки с соседними буквами, строго соблюдаются поля, заранее рассчитываются
переносы, соотношение высот маленьких и заглавных букв, пропорции внутри одной
буквы, и т.д, и т.п.
Бонус:
Попробуйте купить такую тетрадку, где всё по-старому, безотрывно
(одобрено психологами и логопедами)
Рекомендации педагогам подготовила: Духанина Галина Габрахмановна, г. Уфа
|