Суббота, 18.05.2024, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов                     
Володиной Татьяны Владимировны                 

Категории раздела
Наш опрос
Кто на сайте?
Всего ответов: 327
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Часы

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методика работы » 2 класс

Педагогический проект Формирование и обогащение культуры устной и письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества"

 

1. Обоснование необходимости проекта

 

Сегодня почти каждый человек зависит от социальных сетей и сотовых телефонов. Люди часами общаются в «Твиттере», «Фейсбуке», «Агенте», «Контакте» смайликами, сленговыми словами, намеренно коверкая и искажая смысл слов в русском языке. Влиянию интернета особенно подвержены младшие школьники. Они видят живой пример в поведении своих родителей, друзей, близких и просто одноклассников. Воспринимая зависимость современной жизни от интернета за норму жизни, дети стараются тоже соответствовать этим нормам. Среди детей считается жизненно –необходимым иметь страницы в социальных сетях. Там общаться и приобретать друзей, заменяя живое общение на виртуальное. Тем более, что в таком общении можно быть якобы самостоятельным, так как теряется часть родительского контроля, и общаться между собой на совершенно невообразимом сленге. Привыкая к сленгу, ученики начинают незаметно для себя использовать сленговую речь в обычной жизни. Происходит потеря культуры грамотной устной и письменной речи. Социальные сети часто лишают ребёнка возможности не только говорить культурно, но и мыслить. К чему это приводит всем известно, ребенок может пойти по кривой дорожке и иметь негативные последствия для дальнейшей жизни.

Кроме этого, дети не знают мировую классику, в учебниках всё дано в сокращенном варианте, нет многих обязательных произведений, которые были в прежней школьной программе. С экранов исчезли добрые (советские) мультфильмы, которые учили детей честности, отзывчивости, вежливости и т.п. Дети становятся равнодушными и жестокими, стараются подражать «крутым» героям из-за океана. А также – у учащихся хромают орфография и общая грамматика на уроках русского языка и литературного чтения.
При написании сочинения в работах детей чувствуется «бедность» словарного запаса, встречаются сленговые слова, во время пересказа ученики не могут подобрать слова синонимы, антонимы, описательные прилагательные и т.п. Пересказ не получается из-за того, что учащиеся не владеют всеми необходимыми навыками, куда проще общаться между собой словами из 2- 3 букв (СПС, пжл-та).

Так возникла идея повысить интерес детей через словесное творчество к культуре устной и письменной речи русского языка, чтобы повысить уровень образованности самих детей и успеваемость по русскому языку и литературному чтению в классе, научить учащихся пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.

 

2. Обоснование актуальности проекта

Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие “качество образования”. В 2006 году началась активная реализация национального проекта “Образование”, основная цель которого “не только утвердить самоценность образования, но и существенно повысить качество жизни граждан России”. Определяя идеи подхода к понятию “качество начального общего образования”, следует отметить, что образование не является синонимом обучения, а есть некая мера достижения целей, поставленных школой, учителем, учеником.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания.

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности, минимакса и вариативности, принцип творчества (креативности), актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.

Признание того факта, что речь является своеобразной деятельностью человека, и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности. Вследствие этого целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, стало совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения. Большое внимание следует уделить формированию письменной речи.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Обучение этому виду речевой деятельности в традиционной начальной школе строится таким образом, будто в ней самое главное – это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а не умение создавать семантически самостоятельные высказывания.

 

 

 

3. Объект предметной деятельности.

 

Объект исследования: образовательный процесс

 

4.Предмет проектной деятельности.

 

Предмет исследования: речевая культура учащихся 3-4 классов

Участниками проекта являются педагоги, учащиеся, родители.

 

 

5. Постановка цели, планирование путей её достижения.

Таким образом, цель проекта: развитие устной и письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции с помощью создания публикаций для газеты, речевого творчества на уроках. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

 

 

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной теме.
  2. Развивать интерес к письменной и устной речи.
  3. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся, создавать собственные публикации для газеты.
  4. Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
  5. Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
  6. Разработать методические рекомендации по эффективности развития письменной речи.

Педагогические принципы:

  • принцип творчества (креативности);
  • сотворчество детей и взрослых;
  • деятельностный подход;
  • вариативности;
  • актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

 

Гипотеза:

Формирование устной и письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

  • осуществления на уроках словесного творчества;
  • создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;
  • систематического сочинения сказок и сказочных историй, публикаций в газете СМИ.

 

6. Описание проекта. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Первый этап (подготовительный) – направлен на изучение теоретической литературы по исследуемой проблеме. На этом этапе решались две важные задачи: подбор материала для словесного творчества на уроках русского языка и литературы и активизирование работы над культурой речи обучающихся вне занятий.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

формирует проблему; вводит в ситуацию; формулирует задачи

Изучение материалов по теме проекта.

 

Подбор материала к урокам

Экскурсия в редакцию газеты, знакомство со спецификой работы корреспондентов

вхождение в проблему; вживание в ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта

Создание группы кружка «Юный журналист»

Знакомство с ИКТ- возможностями

Второй этап (основной) – позволяет спланировать работу по повышению интереса обучающихся к русскому языку и литературному чтению: подбор и разработка конкретные заданий и упражнений, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 этап

помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность; организует практическую деятельность; практическая помощь; направляет и контролирует осуществление проекта

Использование на уроках заданий, упражнений, способствующих развитию связной речи учащихся; продолжение изучения методической литературы по теме.

 

Организация занятий внеурочной деятельности,

Использование на уроках материалов по словесному творчеству

формирование знаний, умений и навыков

 

Посещение кружка «Юный журналист», создание публикаций, корректировка, изучение информации, ИКТ работа

Изготовление для уроков индивидуальных творческих заданий

Третий этап (заключительный) позволяет выявить потребность учащихся к самостоятельному созданию публикаций в газетах СМИ, изучить и собрать печатные материалы в папку «СМИ», повысить уровень культуры русского языка с помощью участия детей в работе газеты «Ямал»; использовать опыт в работе с учащимися нового набора; включить проект в программу образовательного и воспитательного плана класса, пополнить картотеку публикаций учащихся МБОУ СОШУИП №3 в целом.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 этап

подготовка к презентации; презентация; выпуск брошюры

 

Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.

 

Изучение и сбор результатов публикаций в СМИ.

Проведение занимательных викторин, конкурсов

продукт деятельности готовят к презентации; представляют продукт деятельности

Самостоятельное сотрудничество с редакторами газеты.

Изготовление презентаций, заданий для уроков

 

Посещение редакции газеты (ознакомительная экскурсия), беседа с редакторами о стилистике текстов, оформлении информационных и творческих материалов, «Пробы пера» на кружке «Юный журналист», прослушивание и обсуждение материалов товарищей, подключение родителей к творческому процессу (во время выполнения фото-заданий «Мгновения», «В объективе природа нашего края» и т.п),просмотр СМИ

 

1. Методы при работе над сочинением сказок (Приложение 1):

  • “бином фантазии” (прием Дж. Родари),
  • “брошенный камень”, сказки о путешествиях,
  • новые свойства предметов, явлений,
  • знакомые герои в новых обстоятельствах,
  • коллаж из сказок,
  • сказки от фантастических явлений,
  • магическое “если бы…”,
  • сказка продолжается,
  • переработка известной сказки в связи с введением нового элемента,
  • сказки в заданном ключе,
  • грамматические сказки,
  • сказки от литературных произведений,
  • сказки от рисунка,
  • сказки о себе.

 

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

 

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться.

Также одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.

Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш родной язык - это не только правила, грамматические формы, орфограммы. Но прежде всего Слово, которое рассматривается со всех сторон: эстетической, грамматической, семантической.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

Работа с текстом должна превратить­ся в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

Со­здание на уроке русского языка атмо­сферы совместной творческой деятель­ности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текс­том. Постепенно она приобретает ис­следовательский характер, что опреде­ляется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформу­лированы эти задания, какова после­довательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что иссле­дование особенностей употребления языковых средств в тексте как рече­вом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.

В свою работу включаю следующие виды работ:

1)Работа со зрительной опорой.

Виды работ со зрительной опорой:

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

- читательские;

- жизненные;

- фантазийные

  1. . Устные дискуссии.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

4. Устная или письменная газета.

5. Языковые игры:

- «Корректор»

- «Вставь слово»

- Продолжи рассказ по его началу…

- Собери текст.

- Распространи предложение.

- Найти «третье лишнее» и др.

6. Минутки поэзии

7. Мини-изложения, мини-сочинения.

8. Творческие диктанты на основе картин.

9. Почему так, а не иначе.

10.Пересказ художественного текста от лица героя.

11.Сообщения .

12. «Толковый словарь»

  • работы – групповая, в парах, индивидуальная.

 

 

 

7. Рабочий план реализации проекта

 

Первый этап (2014-2016 учебный год) – поисковый

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

1.Работа кружка «Юный журналист»

2014-2016

Наличие публикаций (статьи, рисунки, фотографии и т.п),

формирование лингвистической компетенции детей

Т.В – руководитель кружка «Юный журналист»

Участники кружка

2. Изготовление дидактического материала к урокам

2014-2016 уч.год

Помощь при изучении русского языка и литературного чтения, повышение интереса и культуры устной и письменной речи.

Т.В – классный руководитель

 

Ученики 3-4 кл

3. Участие в олимпиадах, конкурсах по направлениям (русский язык и литература)

2014-2016 уч.год

Повышение качества образования, самостоятельной активности, самооценки обучающихся.

Ученики3-4 кл

4. Посещение выставок, музеев, экскурсии в библиотеку, газету.

2014-2016 уч.год

Создание условий для потребности у учащихся к словесному творчеству, воспитание общей культуры поведения и речи

Т.В – классный руководитель

 

8. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты

Краткосрочными результатами можно считать материалы, статьи, публикации, рисунки учеников на страницах газеты «Ямал», получение положительных оценок за написание сочинения, изложения, составление пересказа на уроках русского языка и литературного чтения.

  • результатами можно считать продолжение самостоятельной деятельности обучающихся сотрудничества с редакцией газеты «Ямал» на следующей ступени обучения.

Таким образом, ученики смогут без консультации с руководителем кружка «Юный журналист» подготовить самостоятельно или вместе с родителями материалы для газеты, практическим путем продолжать формировать и повышать свою культуру письменной и устной речи.

 

9. Оценка эффективности реализации проекта

Интерес к изучению русского языка повысился. Обучающиеся изъявляли желание готовить к урокам материалы по расширению кругозора и толкования слов, употребление их в разном значении, скороговорки, кроссворды..

Все работы, публикации, методические материалы хранятся в отдельной папке в классе, чтобы каждый мог увидеть результаты своего труда и, на примерах этих статей, у детей появляется желание вновь и вновь печатать свои материалы в газете для детей .

Участники газетных публикаций умело пользуются художественным стилем языка в своих сочинениях, вспоминая структуру написания темы (план) и соблюдая все знаки препинания.

Мы планировали раз в четверть печататься в газете, но получалось даже чаще, это приветствовалось и, таким образом, поддерживался интерес к занятиям кружка, который имел своей целью обогащение речи учащихся, приобретение ими навыков грамотного письма и культуры речи в целом.

 

10. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

Возможность не печатания материалов в газете объяснялась тем, что материал откладывался на следующий номер или на подходящую дату, по договоренности с персоналом газеты.

А также при работе с компьютером необходимо соблюдать безопасный режим работы, отдыхать через каждые15-20 минут, делать гимнастику для глаз, шеи и спины.

Отсутствие материальной базы.

Оснащение материально – технической базы школы ( спонсорская помощь)

Отсутствие подготовленных педагогов.

Повышение квалификации педагогов( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары)

Отсутствие методической базы.

Создание банка данных методической литературы.

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.

Стимуляция учащихся

( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)

 

 

11.Дальнейшее развитие проекта

Эту группу детей спокойно можно отпустить в 5 класс. Уже видны результаты их самостоятельной деятельности. Просматривая выпуски газеты «Ямал» с сентября 2106 по ноябрь 2016 можно встретить публикации этих детей.

Возможно кто-то из ребят выберет профессию, связанную с русским языком, газетой и СМИ (учитель, редактор, корреспондент – все эти профессии непосредственно связаны с речью письменной и устной и её богатство здесь просто необходимо).

Образовательное учреждение с завидным постоянством появляется на страницах местной газеты, что отражает учебно- воспитательный процесс в учреждении

С помощью публикаций читатели узнают об интересных событиях в школе, что может служить положительным моментом при выборе детей учебного образовательного учреждения при поступлении в школу.

Соблюдается этика подачи материалов, только одобренные редакторами публикации появляются в свет перед юными читателями.

Такая форма работы по обогащению словаря учащихся приносит положительные результаты в их обучении по предметам русского языка и литературы. Изменяет культуру поведения и общения в лучшую сторону. Повышает самооценку ученика и помогает ему создать ситуацию успеха.

Логическая концепция проекта позволяет ставить задачи по улучшению речи учащихся и решать их методом сотрудничества с СМИ, получается великолепный результат – статьи, публикации, интервьюирование, фотографии, рисунки и т.п

Другие общеобразовательные организации замечают это детский творческий труд учащихся МБОУ СОШУИП №3 в СМИ и тоже начинают работу в этом направлении.

 

 

 

 

 

Категория: 2 класс | Добавил: Tanla (08.03.2017)
Просмотров: 945 | Рейтинг: 5.0/133
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Афоризмы

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz